Как помочь ребенку выражать «запретные» чувства?

Все чувства важны, нужны и нормальны и естесственны, поэтому самое главное для родителей — принимать все чувства ребенка и помогать ему принимать их. Для того, чтобы принимать, нужно сначала научиться их дифференцировать. Для этого, родителям надо называть свои чувства ребенку, и называть чувства ребенка («Мне страшно», «Тебе весело», «Мне грустно», «Тебе интересно», «Мне стыдно», «Ты злишься».. и т.п.). Чем разнообразнее «ассортимент чувств» взрослого, тем лучше будет эмоциональное развитие ребенка.

Порой, чувства бывают тяжелыми и ребенку с ними тяжело справиться. Ребенок может плакать от боли, злиться и обижаться в ответ на какой-то запрет, в какой-то ситуации ему может стать стыдно или страшно т.п. К сожалению часто, взрослые, запрещая ребенку выражать чувства, способствуют тому, что они ребенком подавляются, блокируются. Взрослым бывает нелегко принимать чувства ребенка, особенно, когда речь идет о чувствах, которые мы порой, называем негативными (такие как, злость, обида, раздражение, возмущение). Однако, бывает и так, что даже такие светлые чувства, как радость, интерес и удовольствие, взрослые не дают выразить ребенку в полной мере. Что значит «не дают»? Это значит, что гасят эмоции ребенка фразами типа: «Неприлично так громко смеяться!», «Успокойся уже! Что ты так развеселился? На тебя все смотрят!» и т.п.

Чем может обернуться для ребенка подавление чувств? В первую очередь тем, что у него сформируется убеждение в том, что чувства надо сдерживать и нельзя показывать окружающим, сформируется внутренний запрет на выражение чувств. Ребенок от родителя получает сигнал: «То, что ты чувствуешь — мне не нравится», «То, что ты чувствуешь — плохо» и т.п. Особенно «неудобными» являются чувства злости и гнева, так как они социально неодобряемые и могут расцениваться как проявление невоспитанности, агрессивности и несдержанности. Так как ребенку очень важно быть принятым, он вынужден подавлять чувства. Но, если он их подавляет, он от них не избавляется, а напротив — накапливает.

Сдержанные чувства впоследствии могут перерости в более серьезные проблемы: от замыкания в себе, до психологических срывов и депрессии. Родители, знакомые с понятием «психосоматических болезней» знают, что зачастую за болезнью может стоять подавленная эмоция.

Сдерживая чувства, ребенок не может вести себя естесственно и непринужденно. Чувства, которые у ребенка внутри и не выражаются, будут так или иначе, управлять его поведением. Важно не накапливать отрицательные эмоции и чувства, а безопасно для окружающих и себя освобождаться от них.

Существует понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence). Это понятие означает способность человека распознавать, осознавать, понимать эмоции (свои, других людей), выражать их и управлять ими. Так вот, для того, чтобы помочь детям справляться с тяжелыми эмоциями и чувствами, родители должны, в первую очередь развивать свой эмоциональный интеллект. Если родитель хорошо осознает свои чувства, говорит о них, умеет их правильно выражать, то он будет лучшим примером и учителем для ребенка в этом деле. Если родители отдалены от собственных чувств, или в семье не принято делиться чувствами, считаться с чувствами друг друга, но есть желание изменить ситуацию в этом отношении, то начинать надо с себя. Для начала надо понимать, почему возникают те, или иные эмоции. Способ это понять заключается в следующем — надо прислушаться к себе и ответить на вопросы: «Я злюсь, когда..», «Я раздражаюсь, когда..», «Я обижаюсь, когда..», «Я ненавижу, когда..». Способность идентифицировать свои чувства и выражать их, а также понимать связь между своими чувствами и действиями называется эмоциональной осознанностью. Это дает возможность совладать, справиться со своими эмоциями, не подавляя их. Эмоциональная осознанность также является способностью понимать, что чувствуют другие люди и сопереживать им. Сопереживание очень важно для человеческих отношений.

Зачастую, родители имеют ошибочные представления о негативных чувствах, особенно таких, как гнев и злость. Так, к примеру, они могут иметь убеждение, что «хорошие» люди не злятся, или, что только «неадекватные» люди гневаются, или, если кто-то злится на нас, то мы что-то сделали неправильно, или более того, нас больше не любят. На самом деле, злость выполняет защитную функцию, помогая человеку понять, что что-то в определенной ситуации не так, что злость — это результат какой-то неудовлетворенности. Силу злости можно использовать с пользой, как стимул к действиям, к изменениям. Много внимания в данной статье уделяется работе с чувствами родителей, так как именно они являются воспитателями для своих детей. Пожтому подчеркну еще раз — если родители обеспокоены «сложными чувствами» ребенка, это сигнал к тому, чтобы разобраться с собственными чувствами, задуматься об эмоциональном климате семьи.

Существуют разные способы выражения гнева. Первый способ — прямой (когда человек открыто заявляет о своих чувствах, давая им, тем самым, выход: «Я сейчас лопну от злости!», «Я очень сильно разозлился сейчас» и т.п.). Этот способ является конструктивным.

Другой способ выражения гнева — косвенный, когда человек вымещает гнев на предемете, или другом человеке, который в данный момент подвернулся под «горячую руку». Естесственно, этот способ не является конструктивным, но хорошо знаком многим детям и взрослым, не знакомым с другими способами выражения гнева. К неконструктивным способам также относится и сдерживание гнева, о чем много говорилось выше.

Как же можно безопасно выразить гнев и злость? Вот лишь некоторые способы, которые могут использовать взрослые и обучать этим способам своих детей:

  • Физические упражнения и любая физическая работа. Известен факт, что занятия спортом повышают настроение, благодаря выработке во время занятий гормона серотонина, и снижают чувство гнева.

  • Плавание в бассейне, контрасный душ.

  • Громкое пение, или возможность покричать в голос (например в лесу, на природе), а если нет такой возможности — покричать в подушку.

  • Использование боксерской груши, или подушек, которые можно побить, желательно при этом и вербально выражать эмоции.

  • Пометать дротики, посбивать кегли и т.п.

  • Скомкать несколько газет, или листов бумаги , порвать их на мелкие куски и выбросить.

  • Можно нарисовать свою злость, или нарисовать человека, на которого разозлились, а затем закрасить его или порвать, или можно слепить чувство из пластелина, и сломать, смять слепленное.

Можно также проработать чувство злости в игровой форме: например «прорычать» злость, устроить битву подушками, или воздушными шарами, или какое-то соревнование вместе с ребенком.

Есть также такое упражнение: когда замечаете, что ребенок начинает злиться, сначала отразите его чувство, а потом, предложите «пообзываться» смешными, но необидными словами (это могут быть названия овощей, фруктов,мебели и т. п.). Очень быстро злость превратится в смех, который, кстати тоже является  способом выражения гнева.

Очень подходит детям такой способ выражения гнева: предложите ребенку размять в руках большой кусок глины, пока он не станет теплым, а потом — сильно ударить по нему кулаком, одновременно с этим прокричав слово: «Нет!».

Дорогие родители, помните, что эмоции — это нить, связывающая нас с детьми и другими людьми. Они насыщают нашу жизнь, отношения и являются основой для самопонимания и понимания наших близких. Поэтому, не осуждайте чувства ребенка, так как оно не является действием. Выражайте недовольство действиями, но предлагайте альтернативу, обучайте способам выражения эмоций, и будьте примером для своих детей.

 

Please reload

Избранные посты

Упражнение для горла «ЛЕВ»

January 14, 2016

1/1
Please reload

Недавние посты
Please reload

Архив